Гармония – идеальное соотношение

Предыдущая страница– 77 –

9.1  Соразмерность и пропорция Страница 2

Во все времена мыслители человечества искали гармонию и идеальные соотношения объектов, так называемую “золотую пропорцию”, и в окружающей нас природе, и в человеке. Так Леонардо да Винчи в качестве канона гармонии формы человека изобразил его тело (Рис 9.1.1) в элементах золотого сечения, и который можно представить в виде пятиконечной звезды, пропорцию которой мы рассмотрим в главе 9.3 Золотая пропорция пентаграммы и звезды.

Как известно, у И.Ньютона были труды не только классической физики, но и теологические рукописи о биологическом космосе, содержащем, по утверждению автора, многообразие форм живого. Он считал, что природа населена бесчисленными существами. Она наполнена ими и в нас самих, и в телах и крови всех животных. И космос, как элемент природы, точно так же заполнен многообразием форм живого – незримыми существами, неведомой нам сути. Мы также исходим из того, что Вселенная живая, хотя в понятие “живой” вкладываем несколько иной от общепринятого в мире науке смысл. А как известно, все живое развивается преимущественно по принципу “золотой пропорции”,  который включает в себя такую геометрическую категорию, как соразмерность.

 .

8-1-1 Рис 9.1.1. Канон человека
Леонардо да Винчи

Исходя из того, что от Мегамира (галактика Млечный путь) и до Макромира (от человека до сока жизни воды, наполняющей в той или иной мере все живое), подчинено принципу золотой пропорции, что позволяет нам сделать более общий вывод:  “Вселенная живая”. Мы можем привести множество других примеров из живой в общепринятом современном научном понимании природы, позволяющих рассматривать закон золотого сечения в качестве вселенского канона. А так как живое развивается в соответствии с принципом “золотой пропорции”, давайте обратимся к таким пространственным геометрическим категориям как соразмерность и пропорция.

В нашем ежедневном опыте, зачастую даже не замечая того, мы пользуемся таким мыслительным приемом, как “соразмерность”, соотнося объекты или процессы по одному или нескольким признакам, качествам с неким уже известным объектом или качеством, определенным нами в качестве меры, эталона, знания, норматива, являющихся исходной отправной точкой и мерилом всего последующего восприятия мира. Так доходы мы соизмеряем с расходами, меру труда – с мерой отдыха, приобретаемую мебель – с размерами квартиры и финансовыми возможностями,  размеры грузов – с размерами транспорта, нашу шутку – с уровнем понимания ее слушателем, темп ходьбы – с возможностями нашего организма и временными ситуационными ограничениями, размер нашего завтрака – с состоянием и потребностью организма и “властью” аппетита, наши поступки – с жизненными ценностями и ситуациями, которые, в свою очередь, определяются нашей потребностью, принципами жизни, совестью, общественной моралью, силой нашего духа, существующими законодательными нормами и правом.

При выполнении процедуры “соразмерности” по выбранному критерию качества мы в данный конкретный момент времени соотносим не менее 2-х объектов, процессов или временных интервалов. С точки зрения субъекта один из них является достаточно известным нам или общественному сознанию, нормативно принятым, эталонным, а другой – соизмеряемым, оцениваемым, лишь слегка проявляющим свои сущностные контуры. Результатом такой соразмерности является вывод об уровне их соответствия критерию выбора. Например, понятен-непонятен,  приемлем-неприемлем, известен-неизвестен, больше-меньше, равен-не равен, лучше-хуже, медленнее-быстрее, надежнее-не надежнее, умнее-не умнее, принадлежащем к данному классу объектов, процессов или напротив, не принадлежащем, и так далее.  Процесс соразмерности характерен и для человеческих отношений, когда, скажем, два человека обсуждая некоторую тему, выражают свое мнение на объект или процесс суждения, или когда мы оцениваем эволюцию сознания, или ищем мотивы поступков человека. В случае, когда наши понятийные представления достаточно близки, то и наши отношения становятся гораздо ближе, теснее, понятнее, сопоставимее, значимее.

В более сложных ситуациях нам приходится соразмерять с нашим внутренним эталоном (эталонами) не один, а несколько объектов, как это происходит, например, при выборе и покупке какого-либо товара, поиске его приемлемых качеств, размера, цвета, функциональности. И еще более сложную задачу мы решаем тогда, когда приходится соизмерять: a) несколько объектов, b) по нескольким качествам, c) в различные периоды времени. Критерием выбора в этом случае выступает наше некое обобщенное понятие, в качестве которого может быть понятие красоты, надежности, удобства, чувство меры, знания и иных внутренних критериев восприятия окружающей действительности. Например, когда мы выбираем место нашего будущего отдыха, спутника жизни, когда ищем ответы на еще более сложные, но важнейшие мировоззренческие вопросы, такие как: “счастлив ли человек”, “что такое счастье”, “для чего живет человек”, “что такое любовь”, “что есть смерть”, “как сотворен и каким образом устроен мир”, “что есть Абсолют”, “что есть Высшее Сознание” и ряд других. В силу этого, процесс соразмерности при движении человека по материальному миру становится его насущной потребностью и, более того, ежедневной необходимостью, что требует от нас внимания, времени, энергетических затрат и является основополагающим в эволюции  нашей души, нашего духа и нашего сознания.

Такому свойству сознания как “соразмерность” нас учат дома и в школе, в университете и на работе, в разнообразных формальных и неформальных общественных образованиях, коллективах, организациях. Этому учимся и мы сами в условии постоянно усложняющегося для восприятия окружающего нас мира и мира человеческих отношений. По мере развития души и сознания углубляется и наше восприятие и понимание окружающего нас мира, что ведет к усложнению и самой процедуры соразмерности. Чтобы в понятийно усложняющейся картине окружающего нас мира как-то “облегчить себе жизнь” и сократить время на процессы принятия решений, человек пытается типизировать эти самые объекты, процессы, отношения, поделив их на определенные классы в соответствие с каким-либо качеством, законом или закономерностью. При таком подходе это в своем большинстве приносит результат, если процесс соразмерности не происходит за счет понижения уровня внимания к восприятию окружающего нас мира.

Именно неослабевающее внимание позволяет нам сохранять процесс погружения в понятийно усложняющуюся картину мира с возможностью дальнейшего расширения классифицируемого окружения. Ведь избегая или исключая процедуру соизмерения в каждой жизненной ситуации к нам бумерангом возвращаются ошибки, заблуждения и проблемы, вследствие которых возникает дисгармония души. Требование неослабевающего внимания находит отражение и в библейских истинах Нового Завета: “Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет”, “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна”. Именно сложность определения принадлежности объектов или процессов к тому или иному классу явлений и соответственно проявляемых в них законов становится камнем преткновения нашего развития. Некоторые религиозные конфессии предлагают свои не всегда однозначные методы развития внимания к окружающему нас Миру, скажем, через “страх божий”, что приемлемо лишь для удержания от проявления чрезмерных человеческих пороков, но абсолютно неприемлемо для путей душевного роста и развития. Такой подход неимоверно сужает наше внимание к окружающему нас миру до уровня негативных форм его проявления. Ведь страх не способствует раскрытию личности. Он сковывает, от него цепенеет душа, парализуется сознание. И лишь земного и божественного порядка любовь в полной мере раскрывает развивающуюся личность.

Одна из величайших мудростей жизни, сформулированная Парацельсом, учит: “Все есть яд и все есть лекарство в зависимости от дозы, которую мы потребляем”. Она учит нас мере в пространстве, времени, в отношениях. Правильная доза лекарства станет для организма целительной силой и излечит. Завышенная, напротив, может привести к негативному результату или даже разрушению и смерти. Именно на такой истине построены в медицине все прививочные процедуры, когда слабая доза яда преодолевается нашей иммунной системой, вырабатывая против него нужные антитела, а большая доза, как известно, приводит к эпидемиям и даже смерти. И, как следствие соразмерного подхода, наша жизнь неизменно наполняется мерами, дозами, нормами, законами, нравами, ведущими личность в конечном итоге к гармонии и с самим собой, и с окружающим нас миром. Ведь даже наши интуитивные способности, или, как говорят, видение сердцем, и накапливающийся жизненный опыт, соотносятся (иными словами, проявляют закономерность) с некими смутно осознанными формами проявления, странным образом создающими предпосылки проникновения в сущность реальности. Например, мы можем интуитивно почувствовать счастье и блаженство, слабость и силу духа, тепло человеческого сердца, лицемерие, лживость, злобу, опасность и многое многое другое. Истоки такой интуиции базируются на нашей тонкой духовной организации, повышенном внимании и аккумулятивном сознании.

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с одной из самых сложных мерных категорий – категорией времени, овладев которой мы открываем себе путь развития силы духа и познаем одну из самых высших не только земных, но и космических мудростей. Библейский проповедник Екклесиаст отобразил эту мудрость следующим образом: “Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру”.

Древний мыслитель и философ Китая Конфуций в своем учении излагал: “Высший человек воспитывает свой характер и трудится над своей задачей так, чтобы делать все в нужное время”. Чтобы проникнуться и следовать в русле этой мудрости со способностью безошибочно определять этот самый “нужный момент” нам требуется умение ждать. Иначе, мы будем жить в стране не свершенных желаний и разрушенных иллюзий. Именно терпение наполняет нас чувством пропорции во времени, которое зачастую находится в конфликте с человеческим темпераментом. Это происходит после осознания нами истины или подсознательного чувствования, что мир наполнен всевозможными ритмическими процессами, с которыми нам следует научиться соотносить ритмический рисунок своей жизни. Иначе при необузданном темпераменте в нашей жизнедеятельности будет звучать какофония преимущественно разрушительных форм проявлений, что повлечет за собой и множество разочарований.

Категория соразмерности времени дается нашему познанию гораздо труднее иных истин Плотного мира. Ведь мы лишь со временем понимаем или чувствуем когда мы можем делать “это”: утром или вечером, дома или на работе, в юности или в зрелости, до, после или во время происходящего события и иных временных ритмических рисунках и интервалах. Мы не можем объяснить ребенку как работает машина или откуда появляются дети ибо время еще не пришло, а имеющийся у ребенка понятийный базис еще очень беден. Не может зрелый человек впадать в детство, скажем, обижаясь на кого-либо, ибо время детства, неразумения и неоправданных требований и надежд уже ушло. Не может разумный человек на определенном этапе своего духовного роста и уклоняться от активной жизненной позиции в среде ментально-материального мира, ибо это и есть та среда, в которой возрастает не только наш разум, но и самое важное душа, наделенная неимоверной тягой к себе подобному и к истокам Тонкого мира, где возродилась наша сущность и куда устремляется возрастающий кристалл нашей души.

Когда нами достигнута соразмерность относительно окружающих объектов и процессов во времени, то возникает гармония души в пространстве и времени, главенствующее качество которой выражается состоянием счастья. Именно в таком состоянии мы достигаем наименьшими усилиями наибольшего результата, исключая конфликтную составляющую в отношениях не только с окружающей действительностью, но и в отношениях с Высшим. И эти усилия рождают в нас теплую радость. В этом состоянии увеличивается не только “физическая жизнь” объектов и процессов, но и наша собственная жизнь.

Наивысшего уровня мудрости мы достигаем овладев соразмерностью человеческих отношений. Именно тогда нам становиться близок и понятен млад и стар, мужчина и женщина, счастливый и несчастный, материалист и идеалист, верующий и атеист и иные категории человеческой сущности. Именно тогда мы понимаем с кем мы можем общаться, где, когда и сколько говорить, о чем беседовать, кого, когда, сколько и о чем слушать. Но когда отношения несоразмерны, то возникает диссонанс системы наших представлений, который отдаляет нас от истины, или результат достигается за счет дополнительных усилий и материальных, энергетических, духовных ресурсов. Однако, в состоянии божественной любви, высоком уровне интереса или достаточно высокой жизненной воле именно состояние несоразмерности мотивирует нас к исследованию и поиску истины, что, в конечном итоге, приводит к росту и кристалла души, и кристалла сознания. Это и есть вектор нашей внутренней гармонии развития.

end– 77 –Предыдущая страница

Recent Posts